Новости




Опора России
Опора России

Региональное отделение
Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей

перейти в раздел


Наши партнёры


Подписка на рассылку

Новостная информационная рассылка.
Новости законодательства,  компании, семинары, мастер-классы и т.п.

Подписаться на рассылку


 

Новости отрасли

26 Января 2018

О возможности привлечения должностных лиц к ответственности за долги по налогам компаний

Конституционный суд рассмотрел вопрос о законности взыскания налоговых долгов организаций с их должностных лиц в качестве возмещения вреда в гражданско-правовом смысле. Обзор Постановления Конституционного Суда РФ №39-П от 08.12.2017г.

«Государство обязано принимать все меры, направленные на понуждение налогоплательщика к полной и современной уплате причитающихся сумм налога»

Суд указал: то обстоятельство, что поступление налоговых платежей в бюджет происходит на основании не гражданско-правовых, а публично-правовых (налоговых) норм, не означает 

Двойные круглые скобки: «Государство обязано принимать все меры, направленные на понуждение налогоплательщика к полной и современной уплате причитающихся сумм налога»

обязательность регулирования только Налоговым кодексом отношений по поводу возмещения ущерба, причиненного бюджетам. 

Таким образом, правовое регулирование отношений по поводу возмещения имущественного вреда, причиненного бюджетам публично-правовых образований в результате невозможности получения налогов, может обеспечиваться за счет правового инструментария гражданского права (деликтная ответственность).

Вред, причиняемый налоговыми правонарушениями, заключается в непоступлении в бюджет неуплаченных налогов (недоимки) и пеней.

Что подлежит взысканию:

Суд указал, что с должностных лиц организации в качестве ущерба могут быть взысканы только суммы недоимки и пеней, а суммы штрафа - нет. «Штрафы выходят за рамки налогового обязательства как такового»

Однако, взысканию вреда с должностных лиц должно предшествовать подтверждение окончательной невозможности исполнения организацией-налогоплательщиком налоговых обязанностей, в частности:

- после внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении этой организации;

- когда организация–налогоплательщик фактически является недействующей, в связи с чем взыскание с нее невозможно.

Не исключается возможность привлечения физического лица к гражданско-правовой ответственности еще до наступления указанных выше признаков невозможности исполнения юридическим лицом налоговых обязательств в следующем случае:

- когда судом установлено, что юридическое лицо служит лишь «прикрытием» для действий контролирующего его физического лица и не является самостоятельным участником экономических отношений.

Также Конституционный суд указал на недопустимость возложения на физическое лицо заведомо невыполнимых финансовых обязанностей, появившихся в результате долгов организации. Привлекая к ответственности, необходимо учитывать:

- имущественное положение лица;

- факт обогащения в результате совершения налогового преступления;

- степень вины, характер уголовного наказания;

- возможность ответчика определять поведение юридического лица-налогоплательщика;

- иные обстоятельства

 При этом суды, рассматривающие дела о возмещении причиненного вреда, не могут быть связаны решением о прекращении уголовного преследования, принятым органом предварительного расследования или судом, в части определения размера причиненного преступлением ущерба и должны основывать свое решение на собственном исследовании обстоятельств дела. 

Оценка судами в гражданском деле материально-правовых оснований возмещения причиненного преступлением вреда не может ограничиваться выводами органов, изложенными в постановлении о прекращении уголовного дела.

Полномочия налоговых органов

Нормы Налогового кодекса и Закона «О налоговых органах Российской Федерации» не содержат прямого указания на право налоговых органов обращаться в суд с исками о возмещении вреда на основании статьи 1064 ГК РФ. Однако, как указал Конституционный Суд, они вправе это делать в силу того, что в гражданском процессе налоговые органы выступают не как правоприменители, а как представители потерпевших публично-правовых образований и выражают их волю.

Таким образом, Конституционный суд признал правомерной возможность налоговых органов обращаться в суды для взыскания вреда. Будем следить за последующей судебной практикой.


 
Что такое осень? Это новые правила 14.09.2018
Осенние изменения в регистрации юридических лиц и ИП.
Риск-ориентированный подход при проведении камеральных налоговых проверок 11.09.2018
В августе в УФНС по Свердловской области состоялись публичные слушания по теме «Риск-ориентированный подход при проведении камеральных налоговых проверок».
Выкуп арендуемого имущества по 159-ФЗ стал бессрочным 25.07.2018
3 июля 2018 г. Президент РФ подписал Закон №185-ФЗ, направленный на расширение имущественной поддержки малого и среднего бизнеса.
01.06.2018
Налоговая инспекция отказывает в государственной регистрации организации, ссылаясь на то, что ее руководитель или собственник ранее являлся таковым в другой  компании, которая  по решению налоговой инспекции была признана недействующей. И трехлетний срок с момента исключения из ЕГРЮЛ такой «брошенной» организации еще не истек.
31.05.2018
По инициативе Управляющей Группы компаний «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ» Дубровиной Анны Николаевны, члена Комиссии по услугам в области аудита, внутреннего контроля и финансово-управленческого консультирования  Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей Свердловского отделения «ОПОРЫ РОССИИ», в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области были направлены предложения о недопущении кардинальных негативных для рынка аудиторских услуг изменений в регулировании.