Новости




Опора России
Опора России

Свердловское областное отделение 
Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей

перейти в раздел


Наши партнёры


Подписка на рассылку

Новостная информационная рассылка.
Новости законодательства,  компании, семинары, мастер-классы и т.п.

Подписаться на рассылку


 

Новости отрасли

7 Мая 2020

Ключевые поправки в Налоговый кодекс

Меры поддержки в связи с COVID-19

Федеральный закон №121-ФЗ от 22.04.2020 г., поправки, в части мер поддержки бизнеса в связи с распространением коронавирусной инфекции:

1. Освобождение от налогообложения субсидий из Федерального бюджета в связи с неблагоприятной ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (распространятся на правоотношения с 01 января 2020 г.) 

Данные изменения внесены в ст. 251 НК РФ «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы» (пп. 60 п.1). Данное освобождение применяется для плательщиков налога на прибыль и спец. налоговых режимов.

Также, действие вышеуказанного освобождения от налогообложения было распространено на плательщиков НДФЛ по главе 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц» (например, ИП на общем режиме налогообложения). Статья 217 НК РФ была дополнена ссылкой на субсидии, указанные в пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Но опять есть доп. условия для освобождения субсидий от налогообложения. Так, предусмотренным пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ освобождением от налогообложения субсидий, полученных из федерального бюджета в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, могут воспользоваться только налогоплательщики, соответствующие каждому из следующих критериев:

- налогоплательщик является субъектом МСП, включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

- налогоплательщик ведет деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Ключевым примером на текущий момент реализованной и представляемой субъектам МСП по пострадавшим отраслям российской экономике субсидии является «субсидия в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г.» (Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2020 г. №576).

Но есть и негативный момент:
Расходы, осуществленные за счет субсидии, указанных в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 НК РФ, не подлежат включению в налоговую базу для уменьшения обязательств по налогу на прибыль (п. 48.26 ст. 270 НК РФ). Непосредственно Федеральным законом №121-ФЗ не внесены изменения в статьи, регулируемые налогообложение по УСН и ЕСХН с учетом положения п. 48.26 ст. 270 НК РФ. Однако в УСН и ЕСХН есть отсылочные нормы на главу 25 «Налог на прибыль» в соответствии с видами расходов, которые как раз фактически исключают возможность включения расходов, понесенных за счет средств субсидий из федерального бюджета (риск исключения таких расходов в последующем налоговым органом велик).

Также обращаю внимание, что если получена субсидия, указанная в пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, и она будет направлена на приобретения товаров, работ, услуг, основных средств, нематериальных активов, имущественных прав (более подробно в пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ), то у налогоплательщика НДС будет основание и право включить в состав налоговых вычетов НДС, предъявленный в счетах-фактурах поставщиками (не применяются положения пп. 2.1 и пп.6 п3 ст. 170 НК РФ). Практические примеры или виды аналогичных субсидий привести не могу, Правительство РФ на данный момент ограничилось одним Постановлением №576 от 24.04.2020 г.
Данное положение действует с момента вступления в силу Федерального закона №121-ФЗ (22.04.2020 г.)

2. В НК РФ введен дополнительный перечень расходов, который уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль, ЕСХН и УСН (распространятся на правоотношения с 01 января 2020 г.):

Налог на прибыль
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика:
- расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ);
- расходы на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, а также на сооружение, изготовление, доставку и доведение указанных медицинских изделий до состояния, в котором они пригодны для использования (пп. 48.12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Дополнительно в ст. 256 «Амортизируемое имущество» было включено положение, в соответствии с которым медицинские изделия, расходы на приобретение которых учтены налогоплательщиком в соответствии с пп. 48.12 п. 1 ст. 264 НК РФ, не подлежат амортизации, т.е. налогоплательщик их учитывает как прочие расходы (фактически сразу учитывает в составе расходов для налога на прибыль, при наличии надлежащего документального обоснования).

ЕСХН и УСН
П. 2 ст. 346.5 НК РФ был дополнен пп. 46, в соответствии с которым, при определении объекта налогообложения налогоплательщики ЕСХН уменьшают полученные ими доходы на:
«расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции».

П.1 ст. 346.16 НК РФ был дополнен пп. 39, в соответствии с которым, при определении объекта налогообложения налогоплательщики УСН вправе уменьшить полученные доходы на:
«расходы на дезинфекцию помещений и приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции».

3. Мера поддержки введена в главу 25 «Налог на прибыль», предоставляющая возможность перейти в течение налогового периода на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли.

Данный переход актуален в том случае, если по итогам 1 кв. 2020 г. была получена прибыль и доходы организации превышали 15 млн. руб. в квартал, в связи с чем организация вынуждена оплачивать ежемесячные авансовые платежи весь 2 кв. 2020 г., исходя из расчетной величины – одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года. Но фактически, учитывая текущую ситуации в стране в связи с пандемией, денег у организации на уплату авансовых платежей нет, а пени платить в дальнейшем после завершения периода «нерабочие дни» также не хочется.

Как фактически реализована в НК РФ возможность данного перехода.
В ст. 286 НК РФ закреплено, что в принципе налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду. Но на 2020 г. в данную статью включена норма, которая позволяет именно в 2020 г. перейти на уплату налога на прибыль исходя из фактической прибыли.

Данное право реализовано для налогоплательщиков, начиная с отчетного периода четыре месяца, пять месяцев и так далее до окончания календарного года. Сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.
Изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу должно быть отражено в учетной политике организации.

Чтобы воспользоваться предусмотренным настоящим пунктом правом, налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган по месту нахождения организации (по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) не позднее 20-го числа месяца, на который приходится окончание отчетного периода, начиная с которого он переходит на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. При переходе на уплату ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактической прибыли, начиная с отчетного периода четыре месяца, налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган не позднее 8 мая 2020 года. Т.е. если налогоплательщик соберется перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль исходя из фактической прибыли уже с апреля 2020 г., то ОБЯЗАТЕЛЬНО должен уведомить об этом до 8 МАЯ 2020 г. 

В Письме ФНС России от 22.04.2020 г. №СД-4-3/6802@ налоговый орган привел рекомендации по форме и формату уведомления о переходе на уплату авансовых платежей по налогу на прибыль исходя из фактически полученной прибыли.

4. И еще один дополнительный бонус для плательщиков налога на прибыль:

В налоговом периоде 2020 г. организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода (п. 3 ст. 286 НК РФ).

Порассуждаем когда Налогоплательщики смогут применить нормы данной статьи:
в ст. 3 Данного Федерального закона №121-ФЗ не определен специальный срок вступления в силу данного положения, соответственно данная норма применяется с момента вступления в силу Федерального закона, как указано в статье 3 - со дня его официального опубликования (22 апреля 2020 г.). При этом, на 22 апреля 2020 г. 1 кв. 2020 г. уже закончился, но обязательства по уплате авансовых платежей по налогу на прибыль за 1 кв. 2020 г. еще не наступили. В связи с этим, ситуация по 1 кв. 2020 г. не однозначна, поэтому будем ждать официальные разъяснения со стороны налогового органа. 

Анна Зарипова
Руководитель департамента налогового консалтинга 
+ 7 (912) 609-70-19
lev@lev-group.ru

Логотип — копия.jpg



 

image001.jpg   Рейтинг.jpg