Социальное предпринимательство как новый вид бизнеса

Что такое социальное предпринимательство?

В 2019 году в федеральный закон «о развитии малого и среднего предпринимательства» были внесены дополнения. Де-юре появились понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие».

Особенность социального предпринимательства — это акцент не на прибыль, а на социальный эффект, социальное воздействие. При этом, повторим, что социальный бизнес – это коммерческая, а не благотворительная деятельность. Социальный бизнес должен зарабатывать. 

Итак, социальное предприятие – это субъект предпринимательской деятельности, субъект МСП.

Самозанятые или социально-ориентированные НКО получить статус социального предприятия не могут.

Плюсы «коммерческих» организационно-правовых форм социального предприятия:
— упрощенная регистрация
— возможность использования специальных налоговых режимов
— отсутствие дополнительной отчетной нагрузки, как для НКО

Критерии социального предпринимательства

Критерии социального предпринимательства — это виды деятельности социального бизнес. Виды деятельности (направления деятельности) закреплены в ст. 24.1 Федерального закона , «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Не путать с ОКВЭД. 

Законом установлены четыре вида деятельности. У каждого свои особенности и дополнительные требования.

Вид деятельности №1:

Трудоустройство социально уязвимых категорий граждан. Перечень таких категорий определен в ст. 24.1 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и может быть расширен на уровне субъекта РФ.

Дополнительные требования:

Вид деятельности №2

Обеспечение реализации товаров, работ, услуг, производимых социально уязвимыми категориями граждан (магазин, маркетплейс и др.).

Дополнительные требования:

Обращаем внимание, что условия о прибыли не применяются к индивидуальным предпринимателям и субъектам МСП, применяющим специальные налоговые режимы.

Вид деятельности №3

Производство товаров, работ, услуг, предназначенных для социально уязвимых категорий. Такие товары, работы, услуги должны быть «социальными» и осуществляться по направлениям, указанным в пункте 3) части 1 ст. 24.1.

Дополнительные требования:

а) оказание социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности в быту;

б) оказание социально-медицинских услуг, направленных на поддержание и сохранение здоровья путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения для выявления отклонений в состоянии здоровья;

в) оказание социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния для адаптации в социальной среде;

г) оказание социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении;

д) оказание социально-трудовых услуг, направленных на оказание помощи в трудоустройстве и в решении иных проблем, связанных с трудовой адаптацией;

е) оказание услуг, предусматривающих повышение коммуникативного потенциала, реабилитацию и социальную адаптацию, услуг по социальному сопровождению;

ж) производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, программного обеспечения, а также технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации (абилитации) инвалидов;

з) организация отдыха и оздоровления инвалидов и пенсионеров;

и) оказание услуг в сфере дополнительного образования;

к) деятельность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации.

 

 

Вид деятельности №4

Общественно-полезная деятельность способствующую решению социальных проблем общества из числа видов деятельности согласно пункту 4 части 1 ст. 24.1

Дополнительные условия:

а) оказание психолого-педагогических и иных услуг, направленных на укрепление семьи, обеспечение семейного воспитания детей и поддержку материнства и детства;

б) организация отдыха и оздоровления детей;

в) оказание услуг в сфере дошкольного образования и общего образования, дополнительного образования детей;

г) оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;

д) обучение работников и добровольцев (волонтеров) социально ориентированных некоммерческих организаций, направленному на повышение качества предоставления услуг такими организациями;

е) культурно-просветительская деятельность (в том числе деятельность частных музеев, театров, библиотек, архивов, школ-студий, творческих мастерских, ботанических и зоологических садов, домов культуры, домов народного творчества);

ж) оказание услуг, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;

з) выпуск периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке десять процентов.

При этом субъектом РФ перечень видов деятельности может быть расширен.

 

 

 

Еще раз подчеркнем, что согласно закону бизнес должен соответствовать указанным выше критериям за год до подачи заявления о включении в реестр. Таким образом существует фильтр жизнеспособности и стабильности бизнеса, планирующего получить статус «социального».

Получить статус социального предприятия – значит быть включенным в реестр. Как это сделать читайте в следующем материале.

Арсений Артюх
юрист, директор по развитию
Группы компаний «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ»